Полный курс Аудитор по трудовому законодательству с выдачей диплома переподготовки
Урок 2. Международная и российская практика в области аудита
Поговорим о международной практике в области аудита:

С 2002 года был создан Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий (International Auditing and Assurance Standards Board), который осуществляет свою деятельность по разработке международных стандартов аудита (МСА) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants).

Помимо МСА, указанный совет принимает также следующие документы:

· Международные стандарты контроля качества (International Standards on Quality Control, ISQCs),
· Международные стандарты обзорных проверок (International Standards on Review Engagements, ISREs),
· Международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность (International Standards on Assurance Engagements, ISAEs),
· Международные стандарты по сопутствующим услугам (International Standards on Related Services, ISRSs) и др.

Историческим предшественником данного Совета был Международный комитет по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee), который существовал в 1978 - 2002 гг.

Сборник документов, опубликованный Международным советом по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий в 2012 г., содержит Стандарт, посвященный внутреннему аудиту, имеющий номер 610 (далее Стандарт 610):

Даже с самим понятием аудита нет четкого и однозначного определения.

Например, Институт аудиторов определяет аудит как деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий (assurance) и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации, и считает, что аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

А в Стандарте 610 ранее функция аудита определялась как экспертная деятельность, осуществляемая аудируемым лицом, которая среди прочего могла включать в себя проверку, оценку и мониторинг адекватности и эффективности внутреннего контроля. То есть определение было широким и допускало различные вариации видов деятельности, которые могли осуществляться аудиторами. И это исторически соответствовало действительности: аудиторы решали широкий спектр задач исходя из тех конкретных целей, которые перед ними были поставлены собственниками или менеджментом компаний.

В новой редакции Стандартов 610 (принятых с 2013 года) говорится о функции аудируемого лица (предприятия), с помощью которой выполняются задания, обеспечивающие уверенность (assurance activities), и консультации для того, чтобы оценивать и повышать эффективность систем корпоративного управления, риск-менеджмента и процессов внутреннего контроля.
То есть по новому определению, сфера деятельности аудиторов держится на трех ключевых вопросах:
· корпоративное управление,
· риск-менеджмент
· внутренний контроль.
Сфера действия аудиторов сместилась с контрольно-ревизионной (проверочной) деятельности, направленной на выявление ошибок и злоупотреблений, на экспертно-прогностическую и аналитическую деятельность, в ходе которой аудиторы теперь стремятся выявить причины и риски, порождающие неблагоприятные для компании события, что и нашло свое отражение в новом Стандарте.

Для того, чтобы договориться о терминологии и содержании этих трех понятий, давайте их определим:

· Корпоративное управление – оценка исполнительного руководства, контроль организации и эффективности коммуникаций между лицами, допущенными к управлению командой, внешними и внутренними аудиторами, а также менеджментом.

· Риск-менеджмент – идентификация и оценка существенных проявлений риска.

· Внутренний контроль – проверка соответствия системы нормативным актам.

Достаточно непонятным и требующим дальнейшего разъяснения выглядит, наверное, и понятие "действия, обеспечивающие уверенность" (assurance activities).

По существу, в данном случае речь идет об уровне доверия (уверенности) как величине, обратной степени риска. При этом суммарно риск и уверенность составляют значение, равное 100%. Так, при степени риска, равной 5%, уровень доверия (уверенности) составит значение, равное 95%. Как видно, при снижении степени риска уровень доверия (уверенности) возрастает и наоборот.

Таким образом, степень уверенности применительно к сфере аудита можно определить по следующей формуле:

U = 1 - AR
или U% = 100% - AR%, (1)
где U - уверенность (надежность) пользователя в результатах выполненной аудитором работы, отн. ед.;
U% - то же в процентах
AR - аудиторский риск, связанный с вероятностью выражения аудитором несоответствующего (неправильного) мнения в отношении проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, отн. ед.;
AR% - то же в процентах

Соответственно, приемлемой (допустимой) величиной аудиторского риска (т.е. риска, допустимого в ходе аудита) в мировой практике является величина, не превосходящая 0,05 (или 5%). Соответственно, приемлемой величиной уверенности (надежности) будет величина, превышающая 0,95 (или 95%). Риск свыше 5% рассматривается с точки зрения аудитора как высокий, и в соответствии с требованиями стандартов аудитор должен принять меры по его снижению (например, путем проведения дополнительных аудиторских процедур). Отсюда и следует позитивная (разумная) уверенность в достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.
~
Аудитор – профессия, опыт и/или призвание?
Изучив программу обучения, вы придете к однозначному выводу – что в одном специалисте соединяются все три понятия. Ни без одного из них нельзя стать профессионалом.

Где Вы можете использовать полученные в процессе обучения навыки?
Если Вы полагаете, что кроме работы аудитором, Вы нигде не будете использовать полученные знания и навыки, Вы глубоко ошибаетесь.

Полученные навыки и знания нужны не только в работе аудиторов, они нужны при Вашем вступлении в должность специалиста или руководителя, а также в процессе работы при получении задания от руководства о необходимости проанализировать документы, системы, регламенты и т.д. Вас с большим интересом будут рассматривать компании-работодатели, т.к. Вы знаете и умеете больше, чем просто специалист в конкретной области.

Итак, как показывает практика, качественный «Аудитор» выходит из специалистов/руководителей либо в конкретной области знаний, либо в нескольких направлениях, обладающих аналитическим складом ума и выполняющих ранее трудовые функции и обладающих навыками анализа.

«Аудитор» – вновь принимаемый руководитель компании или подразделения, их заместители, директора по развитию, руководители службы внутренней безопасности, и т.д., как правило, поднимают вопрос об «аудите», когда нужно понять состояние принимаемых дел/документов, либо уже работающий сотрудник из вышеперечисленных специалистов/руководителей, которому поставлена задача изучить происходящие процессы/регламенты из-за пробуксовки бизнеса или выявленных рисков.

Профессиональный стандарт «Аудитор» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 398н от 24 июня 2015 года.

С 1 июля 2016 года работодателей обязали учитывать утвержденные профстандарты при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, найме на работу, разработке должностных инструкций и др. (см. Федеральный закон N 122-ФЗ от 02.05.2015 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»).

В профессиональном стандарте «Аудитор» описаны цели аудита, трудовые функции, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), уровни квалификации аудиторов, а также требования к образованию и опыту работы.

Основная цель вида профессиональной деятельности аудитора: проведение независимых аудиторских проверок и консультаций по вопросам надежности и эффективности функционирования систем управления рисками, контроля, корпоративного управления, операционной деятельности и информационных систем организации с целью достижения стратегических целей организации; обеспечение достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации; эффективности и результативности деятельности организации; сохранности активов организации; соответствия требованиям законодательства и внутренних нормативных актов организации.

Стандарт также предусматривает требования к образованию и обучению. В частности, все аудиторы должны быть только с высшим образованием, а также иметь дополнительное профессиональное образование (программы переподготовки, программы повышения квалификации, программы профессиональной сертификации) в функциональных областях деятельности организации и(или) в области аудита. Ниже мы рассмотрим этот вопрос чуть подробнее.
Требования к опыту практической работы
Требования к опыту работы установлены в зависимости от выполняемых трудовых функций. Самые минимальные требования установлены для специалистов, участвующих в проведении проверок в составе группы – это не менее 2-х лет опыта работы в одной из функциональных областей деятельности организации. Самые высокие требования к опыту работы предъявляются к руководителю службы аудита: не менее шести лет в области аудита или в функциональной области деятельности организации.
Ниже мы рассмотрим этот вопрос чуть подробнее.
Особенность данного профессионального стандарта, на которую надо обратить внимание, – нельзя совмещать выполнение функций по аудиту с управленческой должностью!

Требования к знаниям и умениям, а также диапазон требований к опыту и образованию зависит от конкретной обобщенной трудовой функции по данному стандарту.

Приводим ниже выписку из описания трудовых функций тех, кто работает в области аудита. 6 квалификационный уровень по стандарту установлен для тех, кто проводит внутренний аудит в составе группы (обобщенная трудовая функция А), как только специалист будет проводить аудит самостоятельно - квалификационный уровень сразу становиться выше – 7 (обобщенная трудовая функция В). А это уже совсем другие требования к образованию, знаниям и умениям. Ниже мы представим их вам в сравнительной таблице.

ВЫПИСКА
Приказ Минтруда России от 24.06.2015 N 398н

"Об утверждении профессионального стандарта "Внутренний аудитор"

1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Организация работы по выполнению заданий (поручений) и предоставление отчетов акционерам (собственникам), совету директоров и руководителям организации E/02.7 Стратегическое управление службой внутреннего аудита E/03.7

Итак, чтобы нам понять «карьерную лестницу» в сфере аудита и понять каким требованиям вам необходимо соответствовать, чтобы пройти независимую оценку квалификации, претендовать на определенные должности, соответствовать квалификационно тем функциям, которые вы выполняете, давайте в табличной форме сравним требования по образованию и опыту по каждой функции.
Хотите открыть премиум доступ к полному курсу с выдачей Диплома переподготовки и присвоением квалификации Аудитор с правом ведения коммерческой деятельности?
Диплом профессиональной переподготовки
Востребованная специальность
Собственная практика с доходом до 150 000 рублей
Пример диплома МИРК
Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам
Вы можете вступить в наш чат-телеграм, где сможете задавать вопросы нашим преподавателям и общаться с другими участниками курса
По окончанию уроков вы получите сертификат
8 (800) 550-53-74
+7 (495) 150 67 00
info@kadrprofy.ru

Сокращенное наименование: ООО «МИРК» ИНН/КПП: 7702458612/772801001 ОГРН: 5187746010140 от 17.12.2018 г.
Юридический адрес: 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, дом 17, оф. 4061
Лицензция № 041145: Выдана Департаментом образования и науки города Москвы от 8 декабря 2020 г.
Задать вопрос
Close
Вы можете задать тут свой вопрос и мы ответим в течение 10 минут